Минувшие президентские выборы напрочь дискредитировали «черный пиар» в глазах рядового избирателя. В этом году выборы в парламент и местные советы, будут сопровождаться войной компроматов.

«Буняк — негр»

Во Львове, куда российские политтехнологи еще не добрались, процветает специфический, галицкий «черный пиар». Местные специалисты по пиару — люди, зачастую не лишенные юмора, – а потому и «очерняют» тоже с юмором. На предыдущих выборах городского председателя Львов был обклеен листовками, с которых на прохожих смотрело лицо представителя чернокожей расы, а над ним надпись «Буняк — негр». Судя по результатам выборов, львовянам это понравилось — Любомир Буняк победил. Ходят слухи, что, на самом деле, эта листовка была разработана в штабе самого Любомира Константиновича.

А вот другая листовка, которая распространялась на тех же мэрских выборах, практически «выбила» из кампании действующего тогда городского председателя Василия Куйбиду. Василий Степанович как-то неосторожно зашел поприветствовать съезд блока «За единую Украину!», и это оказалось его фатальной ошибкой. «Пиарщики» одного из его оппонентов это вовремя вспомнили и растиражировали «ЗаЕдУ! — За Куйбиду». Львовяне, большие приверженцы «Нашей Украины», на это купились. Специалисты до сих пор вспоминают эту листовку как сильный ход.

В этом году агитационная кампания на Львовщине началась более-менее спокойно. В газетах областного центра участились заказные агитки о претендентах на должность мэра и «вылизанные» интервью с ними. На бигбордах стали появляться названия партий и блоков. В почтовые ящики жителей города стали вбрасывать календарики с Олексой Гудимой, которые убеждают, что он всем сердцем любит Львов. Другой претендент на должность мэра, Андрей Садовый, как доказывают журналисты подконтрольной ему ТРК «Люкс», его не просто любит, но и уже делает все, что может как председатель ГО «Самопомощь» для улучшения жизни жителей города. То в диспетчерскую позвонит и попросит починить поврежденную трубу теплотрассы, то поругает коммунальные службы за плохой вывоз мусора. Тем не менее, эксперты считают, что «Самопомощь» довольно интересная разработка «пиарщиков», которая, несомненно, прибавляет Садовому баллы.

Возможно, именно поэтому Садовый стал фактически первой жертвой «черного» галицкого пиара. Неделю назад в городе можно было увидеть открытки, на которых изображались два обеспокоенных парня. Над фотографией надпись: «Якщо ти, хлопче, голубий, твій вибір буде Садовий». Много у кого во Львове Садовый вызывает неадекватные ассоциации, вопреки тому, что у него есть жена и малолетний сын.

Игра на эмоциях

Львовский политолог Игорь Танчин убежден в том, что «черный пиар» на этих выборах на Львовщине будет. И более всего к нему будут прибегать основные их участники – «Наша Украина» и БЮТ. «Они будут очень жестко конкурировать, – говорит эксперт. – Оба считают, что наш регион — это такое место, где они должны набрать максимально. А на войне и в политике есть такое правило, что наибольший твой враг тот, кто более всего тебе подобен». К этому, по словам политолога, будут подталкивать и интересы упомянутых политических сил относительно прохождения в областной и городские советы, поскольку от этого зависит степень удовлетворения бизнес-интересов их участников. Он предполагает также, что на антагонистических настроениях между НУ и БЮТ будут наживаться их более слабые соперники, которые будут «выбрасывать» компромат на одного из этих гигантов как бы от имени другого, рассчитывая на то, что хотя бы небольшая часть разочарованного электората перейдет от них к ним. «Если избиратели потеряют веру в «Нашу Украину» или БЮТ, то голоса же перейдут не к «НЕ ТАК!», а, в первую очередь, к «Поре» или УНП, или другим мелким партиям, например, «Эко+25%», — объясняет Танчин.

«Дело», №67, 31.01.2006