Головна / Інше / Андрей Садовой: «Город не обанкротится»

Андрей Садовой: «Город не обанкротится»

“Город не обанкротится”, — заявляет Андрей Садовой, городской голова Львова

— Вы занимаете должность городского головы Львова второй срок подряд. После прошлогодних выборов (см. БИЗНЕС №46 от 15.11.10 г., стр.23, 24) большинство в горсовете получило ВО “Свобода”. С каким составом горсовета было комфортнее работать?

— Депутаты нынешнего и предыдущего созывов очень отличаются друг от друга. Сейчас у нас есть сформированное большинство, представленное одной политической силой, которая четко структурирована. В горсовете предыдущего созыва было много политических сил, но все они представляли “помаранчевый” лагерь.

Сейчас в горсовете есть представители и партии “Свобода”, и “Партии Регионов”. Могу сказать, что нынешние депутаты стремятся достаточно быстро освоить большие объемы информации.

— Что вы имеете в виду?

— Люди вникают в ситуацию. И, что мне приятно: чем глубже они вникают, тем больше понимают, что все не так просто, как кажется на первый взгляд. Я считаю, что депутатами горсовета должны быть авторитетные и обеспеченные граждане города. Они должны иметь возможность тратить определенное количество времени на работу в горсовете.

Будучи фактически советниками городского головы, они должны давать качественные советы и совместно с мэром управлять городом. Сейчас в составе депутатского корпуса очень много молодых людей, еще не имеющих большого жизненного опыта, некоторые из них недавно закончили учебу.

Поэтому им сложно дать хороший совет относительно того, как управлять или развивать город. Вместе с тем у них есть большое желание что-то делать.

Передо мной и работниками исполнительных органов власти стоит задача — максимально быстро дать им побольше информации, чтобы они поняли, что такое город, как он функционирует, какие в нем происходят процессы, и могли приобщиться к его развитию.

— Как себя ведет фракция “Партии Регионов”?

— Спокойно. Там люди взвешенные, опытные, имеющие свои жизненные позиции. Правда, они не очень разговорчивы. Но на заседания сессии, комиссии они приходят.

— ВО “Свобода” настаивает на изменении структуры исполнительных органов Львовского горсовета, даже представила проект новой структуры. Каково ваше мнение по этому поводу?

— Я получаю много разных предложений. Есть интересные мысли, есть спорные, есть непрофессиональные предложения. Законодательство закрепляет право внесения изменений в исполнительные структуры только за городским головой. Нынешняя структура, в принципе, достаточно эффективна, хотя кое в каких изменениях она все же нуждается.

— В каких именно?

— Надо шире использовать новые управленческие технологии, плотнее работать с объединениями совладельцев многоквартирных домов. Но действовать революционными методами нельзя — все корректировки структуры будут происходить плавно.

— В конце прошлого года городские власти поступили очень жестко в отношении владельцев известного за пределами Львова ресторана “Криївка” (входит в сеть концепт-ресторанов “!Фест”. — Ред.), заставив их демонтировать очередной ресторан, который они строили в Бернардинском дворике. Насколько оправданна была эта акция?

— Люди получили разрешение на строительство летней площадки. Но вместо этого возвели павильон из стекла, в котором хотели сделать постоянно действующий ресторан, нарушая тем самым много разрешительных документов.

Они рассчитывали втихаря построить, а потом с помощью решения суда узаконить. Я им четко сказал с самого начала, что они идут не тем путем. Они не послушались.

В результате, суд обязал компанию “!Фест” демонтировать сооружение, которое они построили. Если это решение будет выполнено, можно будет вести с ними диалог. Если же нет, тогда в процесс будет вовлечена исполнительная служба.

— Я могу ошибаться, но в отдельных случаях вы можете поддержать проект, даже если он в чем-то не согласуется с законодательством, которое в Украине далеко от совершенства. Почему в этом случае принято столь безапелляционное решение?

— Это сооружение построено в Бернардинском дворике, в сердце зоны ЮНЕСКО (ансамбль исторического центра Львова включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1998 г. — Ред.).

Это недопустимо. Я еще могу понять владельца, который обустраивает ресторан в подвальном помещении (но при этом не наносит вреда памятнику архитектуры) и хочет ускорить сложный бюрократический процесс оформления разрешения.

Но когда на глазах общественности, без соответствующих документов в зоне ЮНЕСКО строится “чудовище” только ради получения сверхприбыли, я не могу к таким вещам относиться спокойно (11 апреля Президент Украины Виктор Янукович, находясь во Львове, заявил, что власть должна сделать все необходимое, чтобы в ближайшее время памятники Львова из перечня ЮНЕСКО были приведены в надлежащее состояние. — Ред.). “Чудовище” должно быть демонтировано.

— Между тем совладельцы ресторана открывают заведения в других регионах и жалуются в социальных сетях, что львовские власти не способствуют инвесторам…

— Я думаю, такого содействия, которое эта компания получила во Львове, она не сможет получить в ближайшее время ни в одном городе Украины. Я благодарю этих людей за те добрые дела, которые они делают, но порой случается, как говорят, головокружение от успехов.

Не надо отрываться от грешной земли. Законы одинаковы для всех — и для владельца ресторанчика с большими прибылями, и для жителя города Львова, не имеющего большого дохода. Я не буду делать различий.

— Как вы объясните тот факт, что львовские предприятия перерегистрируются в других регионах? В свое время так поступил “Львовсельмаш”, совсем недавно — “Львовская пивоварня”…

— Они оптимизируют налоги. Но для города эта перерегистрация, с точки зрения поступления средств в бюджет, ничего не меняет. Подоходный налог в обоих случаях остается в местном бюджете.

— Кстати, о налоге на доходы физлиц. Это один из бюджетообразующих налогов города, он напрямую связан с зарплатами работников. Во Львове самые большие зарплаты получают работники промпредприятий, а наименьшие — работники ресторанов, гостиниц, т.е. те, кто имеет отношение к туристической инфраструктуре. Почему приоритетом развития города считается туризм, а не промышленность?

— К вашему сведению, крупнейшим плательщиком подоходного налога в городе является Национальный университет “Львовская политехника”.

Теперь что касается стратегии конкурентоспособности города. Не думаю, что по машиностроению или легкой промышленности львовские предприятия могут быть лидерами в Европе (а по туризму Львов обойдет Барселону или Париж? — Ред.).

К большому сожалению, мы проигрываем конкуренцию Китаю, Индии и другим странам, где есть еще более дешевая рабочая сила, чем у нас. В то же время IТ и туризм — это те две отрасли, инвестируя в которые мы можем активно развивать новый вид бизнеса и привлекать стабильные доходы в местный бюджет.

Так, во Львове работают 6 тысяч “айтишников”. Каждый из них генерирует в среднем по $25 тыс. в год, т.е. в целом город получает $150 млн. За эти деньги люди платят квартплату, ходят в рестораны, пьют кофе, покупают продукты. Или возьмем тот же туризм.

В Австрии, например, 10% ВВП страны — это доходы от туризма. Это очень много. И у нас с каждым годом данный показатель растет. Задача городской власти — способствовать созданию новых рабочих мест. Сегодня таковые у нас создают как раз IТ и туризм. При этом мы активно поддерживаем и другие виды деятельности.

Во Львове успешно развивается пищевая промышленность, машиностроение поднимается с колен, наблюдается положительная динамика в сфере легкой промышленности. Впрочем, есть и свои “минусы” — 60% экономики города находится в тени, и мы не получаем очень много средств из подоходного налога, так как налоговое бремя крайне велико, и люди скрывают доходы.

Если бы, например, Украина переняла модель развития Сингапура, как это сделала Грузия, мы бы платили минимальное количество налогов и получали максимальное количество доходов.

— И за чем дело стало?

— У государства должна быть другая философия. Надо минимизировать коррупцию. Это зло, разрушающее наше государство. Коррупция есть на всех уровнях. Побороть ее можно, только максимально “раскрыв” нашу экономику, сделав ее “белой”. А для этого необходимо внедрить такую налоговую систему, чтобы людям было выгодно работать. Не нужно изобретать велосипед.

— По вашему мнению, Налоговый кодекс негативно повлиял на предпринимательский климат?

— К сожалению, это был не до конца продуманный шаг. Налоговая реформа, возможно, в чем-то полезна крупному бизнесу, который платит очень много легальных налогов, но при этом она усложнила жизнь малому бизнесу. Малый и средний бизнес — основа доходов многих жителей, они, собственно. за счет этого и выживают.

Поэтому государство должно уделять больше времени анализу и прогнозированию последствий своих действий. У нас очень часто делают что-либо, не до конца осознавая последствия.

— Со стороны создается впечатление, что Львов очень неохотно идет на сотрудничество с “Львовским автобусным заводом”. Почему?

— Потому что ЛАЗ — очень важное для города предприятие. Мой отец проработал на нем всю свою жизнь, и мне небезразлично, какова политика этого предприятия. К сожалению, развивается оно не вполне правильно. Сегодня у ЛАЗа есть уникальный шанс: он получил заказ для Евро-2012.

Но существуют и определенные проблемы. К примеру, актуален вопрос качества техники. Кроме того, я не могу понять, почему автобусный завод, например, имеет долги по оплате за землю и не платит их.

— Из-за этого долга Львов не рассчитывается с ЛАЗом за автобусы?

— Нет. Дело в том, что средства на покупку автобусов мы берем в кредит. Банк требует имущество в залог. Залог имущества — это процесс, который не происходит в одночасье. Но мы будем требовать качественную продукцию.

— На ЛАЗе говорят, что у них очень хорошие автобусы…

— У меня в департаменте есть заместитель, который проектировал автобусы и может оценить техническую сторону вопроса. Халтуру мы брать не будем. Это прекрасно знает руководство завода. Если предприятие будет производить хорошие автобусы, то будет получать средства из городского бюджета, и у нас будут хорошие отношения.

— Вы говорите, что приватизация ЛАЗа проходила с нарушениями. А что вы скажете о приватизации гостиниц “Львов” и “Киев”, которые находились в коммунальной собственности? Вас устраивает цена их продажи?

— Не устраивает, конечно.

— Почему же тогда вы согласились на приватизацию?

— Когда я пришел в мэрию, существовало соглашение, по которому арендатор гостиницы “Львов” платил ориентировочно 1 тыс.грн. за целостный имущественный комплекс, занимавший площадь более 10 тыс.кв.м. Вы считаете, это адекватная цена? Соглашение было заключено в 1990-х годах на 25 лет, потом его продлили.

В предыдущие годы город проиграл суды, пытаясь изменить стоимость аренды. Владельцы права аренды разработали схему, позволявшую при определенном содействии судебной ветви власти “прихватизировать” отель и вообще ничего не платить.

Поэтому то, что мы получили от реализации гостиницы “Львов”, — это минимум (цена сделки составила более 22 млн грн. с НДС. — Ред.), но мы могли бы и этого не получить.

Что касается гостиницы “Киев”, то мы провели максимально прозрачный конкурс по продаже права аренды, и в 2007 г. получили $1 млн.

Затем последовал кризис, и владельцы права аренды гостиницы сказали, что, к большому сожалению, не смогут продолжить реконструкцию отеля, потому что не могут просчитать последствия экономического кризиса. И попросили, чтобы им разрешили выкупить отель, который, к слову, был в ужасном состоянии. Внутри это настоящая руина.

— Депутат горсовета Иван Василишин утверждает, что до такого состояния отель довели арендаторы…

— Нет. Это в принципе невозможно сделать за год. Так вот, сессия городского совета дала согласие, и арендаторы заплатили еще $1 млн в бюджет г.Львова. Я убежден, что к Евро-2012 у нас будет нормальный 4-звездочный отель.

К слову, в Грузии желающему построить гостиницу власть предоставит безвозмездно земельный участок, подведет за средства города или государства все коммуникации и освободит от всех налогов на 10 лет.

Поэтому все гостиничные сети будут возводить гостиницы в Грузии. А во Львове их не строят, потому что у нас, к сожалению, существует стереотип, что раз ты строишь отель, значит у тебя много денег и надо ими поделиться.

— Кстати, о земле. Львовские предприниматели протестуют против новой денежной оценки земли, которая вступила в действие в этом году. Говорят, что плата за землю выросла в разы. Что планирует делать власть?

— Это решение мы приняли еще в 2009 г., но отсрочили его выполнение. Теперь же предлагаем предпринимателям достаточно серьезные скидки и возможность рассрочки. В первую очередь это решение очень невыгодно тем, кто взял много гектаров земли и не знает, что с ними делать.

Теперь им надо решать: либо оплачивать аренду (а это можно сделать, только имея на этой территории какой-то бизнес), либо отказываться от земли.

Отказываться они не хотят, поскольку надеются, что вернутся старые времена, земля снова будет дорого стоить и можно будет кому-то перепродать право аренды. Недовольны, например, торговцы на базарах, в супермаркетах. Это они в основном подняли шум.

— Почему тогда город настолько бессилен в ситуации с рынком “Південний”, который на протяжении многих лет не платит за землю?

— Потому что, когда эта схема устанавливалась, в ней были задействованы чиновники городской власти. Она стала возможна с их молчаливого согласия. В 2006 г., когда я стал городским головой, мы, конечно, обратились в суд; судебные процессы продолжаются по сей день.

Вместе с тем, я должен думать о людях, которые получают доход, работая на рынке. Мы в свое время предлагали его владельцу (народному депутату от “Партии Регионов” Петру Писарчуку. — Ред.) заплатить деньги в городской бюджет и легализовать отношения. Он согласился. Но потом, ближе к выборам, отказался выполнять обязательства.

— Во Львове уже довольно давно ведутся разговоры о производстве трамваев. Что мешает его запустить?

— По этому вопросу ведутся активные переговоры. Во Львове должно быть создано новое производство по изготовлению трамваев, потому что нам нужно приблизительно 70 вагонов. Это достаточно большой объем. Я видел подобные производства в других странах мира. Такое можно организовать и в нашем городе.

— Недавно горисполком дал согласие на повышение тарифов на пассажирские перевозки в маршрутках до 2 грн. Но это меньше, чем ожидали перевозчики. Есть ли шанс, что до конца года тариф все-таки поднимут до 2,50 грн.?

— Если горючее подорожает и Антимонопольный комитет даст свое согласие, то об этом можно будет говорить. Моя позиция такова: я максимально оттягиваю любую корректировку тарифов, так как это бьет по жителям. Люди считают каждую гривню.

— Многих предпринимателей задела ситуация с задолженностью города за выполненные подрядные работы. Городская власть предложила некоторым подрядчикам подписать какие-то непонятные соглашения, по которым те должны были согласиться, что с ними рассчитаются, если город будет иметь соответствующие средства, а если не будет — долг будет считаться отсутствующим.

— Таким способом мы пробовали выйти из ситуации, созданной государством: Госказначейство не выказывало желания регистрировать долги. Это абсурд. Мы приняли бюджет и начали выплачивать задолженность. Первую ее часть в размере примерно 28 млн грн. уже погасили.

Кому больше, кому меньше — пропорционально существующим долгам. Поступят новые средства в бюджет развития — снова начнем выплаты. Каждый предприниматель, работающий с городом, прекрасно понимает, что мы не заплатим деньги за выполненные работы моментально.

Но все они знают, что оплату получат обязательно. В случае сотрудничества с коммерческой структурой есть вероятность, что она обанкротится, и предприниматель не получит своих денег. Город никогда не может быть банкротом, поэтому мы всегда все долги отдаем.

— Если не ошибаюсь, общий объем долга Львова перед подрядчиками — 120 млн грн.

— Меньше.

— Когда их вернут?

— Это зависит от поступлений от реализации имущества и земли.

Досье БИЗНЕСа

Андрей Садовой, городской голова г.Львова

Родился: 19 августа 1968 г. в г.Львове.

Образование: Государственный университет “Львовская политехника”, инженер электронной техники (1995 г.), экономист (1997 г.); Академия государственного управления при Президенте Украины, магистр государственного управления (1999 г.).

Карьера: 1989-1992 гг. — регулировщик радиоэлектронной аппаратуры производственного объединения “Львовприбор”; 1991-1995 гг. — заместитель директора Львовского отделения Фонда социальной адаптации молодежи; 1997-2005 гг. — председатель совета, председатель правления ОАО “Південьзахіделектромережбуд”; 2002-2006 гг. — председатель совета ЗАО “Телерадиокомпания “Люкс”; 2002-2003 гг. — директор Института развития города; с 2006 г. — городской голова г.Львова.

Семейное положение: женат, четверо сыновей.

Увлечения: плавание, езда на велосипеде, книги, театр.

Беседовал Василий Хомин,
«Бизнес», №16 (951), 18.04.2011

x

Рекомендуємо

Львів планує придбати майже 100 нових автобусів, тролейбусів і трамваїв

Міський автопарк Львова у 2018 році заплановано поповнити майже сотнею одиниць транспорту — новими автобусами, тролейбусами та трамваями.