Председатель Госкомархива Геннадий Боряк и бывший директор Центрального государственного исторического архива Украины (г. Львов) Диана Пельц нарушили по меньшей мере четыре статьи Уголовного кодекса, стараясь скрыть преступление государственной важности. Об этом заявил руководитель Комитета защиты архивов, известный историк, профессор Ярослав Дашкевич. …

По его словам, подобные попытки предпринимаются и сейчас. Так, вопреки осуществленным масштабным проверкам (последняя завершилась в январе 2006 года) так точно и не известно, сколько документов исчезло. По подсчетам экспертов, речь идет о приблизительно 600 делах (дело насчитывает более 100 листов). Однако руководство архива называет значительно меньшую цифру — 300, и она каждый раз снижается.

Диана Пельц, в свою очередь, уже объясняла, что количество исчезнувших архивных дел уменьшается, поскольку следственная группа обнаруживает их у коллекционеров и возвращает в архив.

Вялотекущее следствие

В то же время бывшая работница Львовского архива Галина Сварнык рассказала, что не заметила у следователей желания завершить расследование. Как-то в Киеве в магазине известного коллекционера Геннадия Киркевича она увидела некоторые архивные документы относительно деятельности Научного общества им. Т. Г. Шевченко и сообщила об этом следователям. Отреагировали они на сигнал лишь через месяц, когда архивов в магазине уже не было. Ярослав Дашкевич также считает, что следствие не расследует, а «затаптывает» дело. «Почему-то отказались от дактилоскопии (будто мы живем в XVIII веке), как и от допросов невыгодных свидетелей, которые могли бы рассказать, что творилось в помещении архива ночью», — сказал он.

Новые потери

Недавно были выявлены новые потери из Львовского архива. Писательница Ирина Калинец рассказзала, что, работая над созданием во Львове филиала Института национальной памяти, попросила у СБУ предоставить документы о репрессированных заключенных тюрьмы КГБ на ул. Лонского. В СБУ ей ответили, что в 1999 году 15 тыс. дел арестованных были переданы во Львовский архив. Однако в архиве их не оказалось.

Как сообщила Галина Сварнык, при Центральном государственном историческом архиве во Львове с 70-х гг. прошлого века работала нелегальная гостиница для именитых научных работников: «Это был незаконный отель, и остановиться в нем можно было только по договоренности». Причем жители гостиницы могли без особых препятствий попасть в архивные фонды, утверждает г-жа Сварнык. По ее информации, в отеле останавливались преимущественно иностранные научные работники. «Как мне известно, в том числе ученый Марк Шваберман, который проходил по делу Шульца («ДЕЛО» писало о похищение фресок Бруно Шульца из г. Дрогобыча Львовской области )», — говорит она.

Причастные к «архивному делу»

Комитет защиты архивов, созданный после нашумевших похищений документов из Львовского архива, считает председателя Госкомархива Геннадия Боряка и бывшего директора Львовского архива Диану Пельц причастными к так называемому «архивному делу» и подает судебные иски против них в суды Львова и Киева.

(«Дело», №138, 23.05.2006)