“Политика на самом деле делается в Киеве”, — считает председатель Львовской облгосадминистрации Михаил Цимбалюк

— Что принес Львовщине год президентства Виктора Януковича?

— Отвечу на ваш вопрос на примере подготовки к Евро-2012. В начале каденции Виктора Януковича под сомнение ставилось проведение Евро-2012 в Украине вообще и во Львове в частности. Сейчас так вопрос уже не стоит.

Прошедший год был решающим: если в 2008 г. и в 2009 г. Львовская область получала соответственно всего 10% и 20% финансирования в рамках подготовки к Евро-2012, то в прошлом году — все 70%.

— Какие установки вам дали, когда посылали на Львовщину?

— Основная задача — обеспечить качественную подготовку и достойное проведение Евро-2012. Еще — наладить эффективную работу власти, борьбу с коррупцией, навести порядок на селе (т.е. повысить авторитет крестьянского труда, провести реформы в АПК), а также реформировать медицину, санаторно-курортную отрасль — Трускавец, Моршин и прилегающие территории.

— Недавнее задержание при получении взяток заместителя начальника Львовской таможни и судьи Зализнычного района г.Львова, я так понимаю, это эпизоды той самой борьбы с коррупцией?

— Да, это как раз примеры того, что борьба продолжается, и она будет наступательной. Я надеюсь услышать от правоохранителей еще и о других громких задержаниях (установка? — Ред.). Побороть коррупцию возможно только сообща.

— Насколько успешно ведется работа по предотвращению контрабанды?

— Некоторые результаты есть. Контрабанды стало меньше. Но те люди, которые орудуют в этой сфере, совершенствуются, что, естественно, требует от правоохранителей новых подходов к выявлению контрабанды. Здесь необходимо взаимодействие таможенных органов, пограничников, СБУ, милиции, налоговой и, конечно, прокуратуры.

— Удалось ли вам достичь конструктивного сотрудничества с депутатским корпусом Львовского облсовета?

— Мы стараемся налаживать деловое сотрудничество, хотя не все идет так гладко, как хотелось бы. Некоторые рассматривают статус депутата как возможность для разворовывания бюджетных средств.

Я не позволю представителям каких бы то ни было политических сил наживаться на бюджете. Здесь я буду бескомпромиссен. Что же касается решения проблем, которых в области хватает, то если облсовет выявит искреннее желание наводить порядок, а не заниматься популизмом, я готов сотрудничать.

— Ранее вы отмечали, что с ВО “Свобода” удалось найти точки соприкосновения…

— Я говорил не только о “Свободе”, но и обо всех политических силах, представленных в областном совете. Кому-то показалось, что речь идет только о “Свободе”. Я бы сказал, что о “Свободе” в том числе. “Свобода” в облсовете является выразителем настроений и интересов значительной части населения Львовщины, поэтому мое сотрудничество с этой партией есть и должно быть конструктивным.

И ВО “Свобода”, и председатель облсовета Олег Панькевич, и я хотим, чтобы наш край развивался. Политика на самом деле делается в Киеве, а здесь, во Львове, мы же единомышленники — и “Фронт змін”, и “Наша Украина”, и Украинская народная партия. У нас нет противоречий, которые мешали бы достичь взаимопонимания.

— Во львовской прессе упорно муссируется мнение, будто вас назначили председателем Львовской ОГА при содействии бизнесмена Петра Дыминского. Это правда?

— Я хочу категорически это опровергнуть. Я убежден, что это догадки людей, которые вообще ничего не смыслят в делах, происходящих в государстве. Единственный человек, который меня и рекомендовал, и назначал, — это Президент Украины.

— Сейчас вы возглавляете Львовскую область, а ранее возглавляли Тернопольскую. Где, по-вашему, создан лучший бизнес-климат?

— Тернопольская область значительно меньше, ею легче управлять. Львовщина же имеет такое достоинство, как наличие границ с Евросоюзом. Поэтому здесь существует определенный положительный инвестиционный климат. Зато на Тернопольщине — высокоплодородная почва, и это привлекает инвесторов именно на землю.

Но, повторюсь, Львовщина больше территориально, здесь есть определенная инфраструктура, горная местность и наличие границы, что создает больше возможностей для бизнеса. Но инвестиционный климат тут еще недостаточно благоприятный. Мы будем работать над его улучшением совместно со всеми, кто в этом заинтересован.

— Львовские предприятия жалуются, что им не дают заказов к Евро-2012 — почти все работы выполняют компании с востока Украины. В чем дело?

— Я изучал эту тему. Очень обидно, но в области нет достойных фирм, способных выполнять нужные объемы работ в сжатые сроки. Если говорить о строительстве дорог, лишь одна местная фирма смогла победить в одном из тендеров.

Как оказалось, больше фирм необходимого уровня нет. То же самое и по стадиону. Но на субподряде у нас работают многие львовские компании. Но большинство рабочих все же наши, местные.

Я вообще хочу, чтобы мы совместными усилиями создали в области такие строительные организации, которые были бы конкурентоспособными, когда мы начнем строительство объектов к зимней Олимпиаде-2022 (можно подумать, что Олимпиада уже у нас в кармане. — Ред.).

— Почему так резко и так существенно — с 1,6 млрд грн. до 2,4 млрд грн. — увеличилась смета строительства стадиона во Львове? Говорят, всему виной инфраструктура. Почему проектанты ее сразу не учли?

— Критиковать легче всего. Я тоже их критикую. Первоначальный проект был выполнен на очень низком уровне. Мы знаем, и это не секрет, что проектная документация готовилась, как говорится, с колес. После обстоятельного обследования мы увидели, что необходимо построить огромную транспортную развязку, которая раньше почему-то не планировалась. Подобных вещей — множество.

Похожая ситуация и со взлетно-посадочной полосой аэропорта “Львов”: проектанты не учли, что в некоторых местах надо выбирать около 8 метров почвы, состоящей из торфа. То есть в 2008 г. проект был подготовлен некачественно. Но нам от этого не легче. Единственное, могу сказать, контролирующие органы не спят, они проверяют, как использована каждая государственная копейка.

— Когда будет завершено строительство стадиона?

— Мы сдадим объект в октябре этого года.

— Вы и мэр Львова Андрей Садовой настаиваете на том, чтобы не закрывать аэропорт “Львов” на время реконструкции, как того требуют специалисты. Насколько безопасным в таком случае аэропорт будет для пассажиров?

— Вы поднимаете очень правильный вопрос о том, что в первую очередь важен не пассажиропоток, а безопасность полетов. Специалисты провели расчеты, и уже сейчас, после совещаний в Киеве, понятно, что аэропорт на время реконструкции закрывать не будем. Однако будет ограничена грузоподъемность самолетов. Boeing в этот период приземляться не смогут.

— И этого будет достаточно для безопасности?

— Этого будет достаточно для того, чтобы полеты были безопасными, и для того, чтобы темпы выполнения работ не снижались. Строители должны сдать новый терминал аэропорта в ноябре, а полосу — в декабре 2011 г.

[box type=”info” align=”aligncenter” width=”100%” ]

Досье БИЗНЕСа

Михаил Цимбалюк, председатель Львовской областной государственной администрации

Родился: 21 ноября 1964 г. в с.Пасична (Ивано-Франковская обл.).

Образование: Тернопольский государственный педагогический институт, специальность — “физическое воспитание” (1988 г.); Межрегиональная академия управления персоналом, юрист (1998 г.); Национальная академия внутренних дел, специальность — “правоведение” (2001 г.).

Карьера: после окончания института работал директором спортивной школы в с.Кошляки (Тернопольская обл.); 1988-1996 гг. — служил в ГАИ Тернопольской области; 1998-2000 гг. — начальник ГАИ УМВД Украины в Тернопольской области; 2000- 2002 гг. — заместитель начальника Тернопольской областной милиции; 2002-2004 гг. — начальник УМВД Ривненской области; 2004-2005 гг. — председатель Тернопольской облгосадминистрации (ОГА); 2005-2007 гг. — начальник Департамента криминальной милиции по делам несовершеннолетних МВД Украины; январь — декабрь 2007 г. — начальник ГУ МВД во Львовской области; 2007-2010 гг. — начальник УМДВ в Полтавской области; март — июнь 2010 г. — начальник ГУ МВД во Львовской области; июнь — декабрь 2010 г. — председатель Тернопольской ОГА; с 21 декабря 2010 г. — председатель Львовской ОГА.

Семейное положение: женат, есть сын.

Увлечения: охота, скоростная езда на автомобиле.

[/box]

— Среди поставленных Президентом задач вы упомянули “наведение порядка на селе”. Какими будут действия областной власти в этом направлении?

— В первую очередь мы проводим инвентаризацию земель. Ведь надо точно знать, сколько земель в области можно использовать под пашню, а сколько уже прошли процесс самозалеснения. Есть земля, которую давно не вспахивали, теперь там растет лес, но считается, что это пахотные земли. А это треть всех пахотных земель!

Следующий шаг — будем привлекать на землю местных инвесторов, т.е. тех, кто уже сейчас возделывает по 2-3 тыс.га. Нам нужно создать для таких людей условия, чтобы они брали больше земли в обработку и занимались животноводством. Сейчас государство дотирует строительство животноводческих ферм после сдачи их в эксплуатацию.

Следующее — мы хотим привлечь в производство сельскохозяйственной продукции крупных украинских инвесторов, которые пока работают за пределами нашей области. Те инвесторы, которые придут сюда, создадут определенную конкуренцию.

Но мы будем требовать от них, как и от других инвесторов, взять на себя определенную социальную нагрузку. А власть, в свою очередь, возьмет на себя обязательство создавать нормальный климат для работы. То есть без лишних налоговых проверок и тому подобного.

— Инвесторы придут в область на условиях преференций со стороны власти?

— Нет, никаких преференций не будет. Напротив, они будут работать в равных условиях. Более того, они должны будут платить за аренду паев не 3% от стоимости земельного пая, а 4-5%.

Кроме того, как я сказал, мы будем выдвигать требования по социальной ответственности: благоустройство сел, совместное участие в ремонте улиц, дорог, ну и все остальное, что есть на селе, — детские сады, школы, фельдшерско-акушерские пункты. Примеры такого сотрудничества власти с инвесторами уже есть в других областях, да и у нас тоже, но не в такой степени, как бы нам хотелось.

— Ваш предшественник, Василий Горбаль, обещал к концу 2010 г. полностью погасить задолженность по зарплате в области. Ему это не удалось — долги составляют около 64 млн грн. Что вы планируете сделать для сокращения задолженности по зарплате в 2011 г.?

— Вопрос чрезвычайно сложный. Крупнейшими предприятиями — должниками по выплате заработной платы являются Львовский научно-исследовательский радиотехнический институт (8 млн грн.), ОАО “Червоноградская автобаза” (3 млн грн.), ОАО “Дрогобычский долотный завод” (1,75 млн грн.).

Более 10 млн грн. должны предприятия-банкроты. Тут мы будем разбираться вместе с ликвидатором, с ФГИ — каким образом выплатить людям задолженность. Есть предприятия, которые принадлежат министерствам, в частности Минобороны, Минагропроду и др.

Мои заместители закрепили за собой таких должников и будут вместе с представителями министерств, Кабмина решать вопросы своевременных поступлений средств. Где не решат заместители, буду подключаться я. Мы хотим, чтобы руководители предприятий-должников чувствовали постоянный контроль со стороны власти.

Будем мониторить ситуацию: как они платят зарплату и что конкретно делают для того, чтобы задолженности не было. Потому что есть руководители, которые годами ничего не делают для погашения долгов перед работниками, но сами зарплату получают вовремя.

Я не берусь прогнозировать, удастся ли до конца текущего года выплатить всю задолженность, потому что это очень амбициозные планы, однако за полгода мы должны сократить ее минимум вдвое.

— После инцидента на шахте “Межиричанская” министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко поручил разработать бизнес-планы для шахт ГП “Львовуголь”. Они уже готовы? Шахты будут приватизировать?

— Руководство почти всех шахт уже подготовило свои бизнес-планы. Сейчас они проходят экспертизу в Министерстве энергетики и угольной промышленности. Ожидаем в ближайшее время решения министерства относительно того, какие бизнес-планы будут утверждены, а какие — нет. По предварительной информации, не все они такие, какими хотели бы их видеть в министерстве.

Только две из восьми действующих шахт на Львовщине являются привлекательными для инвесторов — это шахты “Степная” и “Лесная”. Большие надежды у нас на выполнение инвестиционного проекта строительства шахты в Жовкивском районе…

— Имеете в виду шахту “Любельская”?

— Да. Это — первый такой серьезный проект в Украине, где есть американский капитал. Его общая стоимость — около $800 млн. Ресурс Любельской площади составляет почти 800 млн т коксующегося угля. Кроме того, у нас еще есть Тягловское месторождение, его запасы угля превышают 190 млн т. Оно привлекательно тем, что на нем можно параллельно извлекать из угольных пластов метан.

— В 2010 г. Жидачовский целлюлозно-бумажный комбинат существенно сократил производство, фактически “обвалив” целлюлозно-бумажную отрасль региона. Какое будущее у этого предприятия?

— Финансово-экономический кризис сильнее всего сказался на работе комбината в период с конца 2009 г. и до середины 2010 г., что, в итоге, привело к остановке предприятия, неполной занятости, падению среднеучетной численности штатных работников, росту дебиторской и кредиторской задолженностей.

Это, в свою очередь, способствовало возникновению задолженности по зарплате и полной остановке предприятия в марте 2010 г. В июле 2010 г., после вмешательства органов власти области и района, предприятие возобновило производственную деятельность.

Остается проблема с сырьем, другие вопросы, но я убежден, что они решатся. Наша позиция однозначна — предприятие должно работать. На ближайшее время у меня запланирована встреча с его владельцами.

— Правоохранительные органы периодически обнародуют информацию о все новых и новых злоупотреблениях при освоении так называемых “паводковых денег”. Можно ли надеяться, что в этом году большая вода не причинит вреда?

— Проблема действительно существует, и именно качество выполнения работ оставляет желать лучшего. Мы активно работаем над тем, чтобы на достройку объектов поступили необходимые средства (11 апреля Президент Украины Виктор Янукович, пребывая во Львове, заявил, что деньги, украденные в ходе проведения противопаводковых мероприятий, должны быть возвращены государству. — Ред.).

В области предусмотрено строительство трех польдеров — емкостей для аккумулирования паводковых вод рек Днестр и Быстрица общим объемом 162 млн куб.м. Польдер “Тершаков” был введен в эксплуатацию в 2009 г., “Чайковичи” планируем завершить в текущем году, а “Мосты” — к концу 2012 г.

Это позволит снизить уровень воды в расчетном створе впадения Быстрицы в Днестр на 1,6-2,21 м, защитит 30 тыс.га территории, 25 населенных пунктов.

Уже завершены работы на объектах берегоукрепления и регулирования рек Свеча в с.Заречное (Жидачовский район) и Стрвьяж в с.Поляна (Старосамборский район), начаты работы на 11 объектах, еще на 18 объектах планируется их начать. Хочу заверить, что область организационно готова к пропуску паводков в текущем году.

Беседовал Василий Хомин,
«Бизнес», №16 (951), 18.04.2011