Степан Курпиль собирается заняться разгосударствлением СМИ и обещает, что на весь цикл уйдет максимум пять лет. Степан Курпиль — профессиональный медиаменеджер, создатель львовского издательского дома «Высокий замок». В ноябре 2005-го он возглавил областной избирательный штаб Блока Юлии Тимошенко и занял проходное 36-е место в списке блока на выборах в Верховную Раду….

– Почему БЮТ не удалось выйти на первое место на выборах во Львовской области?

– Причин несколько. Если рассматривать наши внутренние причины, то, скажем, фракция БЮТ во Львовском городском совете формировалась в то время, когда ею руководил Буняк (Любомир Буняк, бывший мэр Львова. — «ДЕЛО»). Часть людей во фракции «Наш Львов», которую патронировал Буняк, находилась под влиянием СДПУ(о). То, что в свое время Юлия Владимировна Тимошенко поддержала кандидатуру Буняка в мэры, также пошло в «минус».

– А что было «внешним фактором»?

– Внешний фактор — это то, что представитель «Нашей Украины» возглавлял и возглавляет областную государственную администрацию. Исполняющим обязанности мэра также был представитель «Нашей Украины». В участковых комиссиях тоже в основном присутствовали представители «Нашей Украины». Кроме того, был еще довольно ощутимый административный ресурс: на людей, в какой-то мере зависимых от власти (учителей, врачей), задействованных в избирательном процессе, оказывалось давление. Я уже не говорю о районных администрациях, которые целиком зависимы от Петра Олийныка.

– Но Олийнык неоднократно подчеркивал, что заявления об использовании админресурса в области — это байки…

– Админресурс был, причем был довольно открытый, пока мы не начали об этом говорить в печати. Обладминистрация занималась сбором информации об избирательных комиссиях, давила на них. Некоторые от БЮТ даже отказывались быть председателями комиссии. В Самборе на председателя районной администрации Паховчишина давили уже после выборов. Он вывел район из отстающего где-то на шестое место в области по разным критериям, но в этом районе чуть ли не больше всего в области проголосовали за БЮТ. В результате состоялся разговор, во время которого Олийнык предложил Паховчишину написать заявление об увольнении. Я думаю, что такая тенденция идет из Киева, от президента. Подтверждением этому являются отставки Жовтяка (губернатора Киевской области) и Червония (губернатора Ривненской области), которые не понимают, за что президент отправил их в отставку, так как экономические показатели у них не хуже, чем у других.

– Хорошо, в результате главой облсовета был избран Мирослав Сеник — креатура губернатора. Есть ли вероятность того, что облсовет будет подконтролен председателю Львовской ОГА?

– Я довольно давно знаю Мирослава Сеника, еще когда он возглавлял Лычаковскую районную администрацию. По моему мнению, Сеник вопреки всему достаточно самостоятельная фигура. Понятно, что все имеют моральные обязательства перед тем, кто выдвигал, продвигал, помогал, но вопреки этому политик должен иметь свою почву под ногами и всегда иметь грань, где есть собственная принципиальная позиция, а где можно идти на компромиссы. Сеник принадлежит к таким политикам.

– Вы думаете, у него хватит сил не поддаться влиянию?

– Думаю, он понимает, что для того чтобы работа облсовета была эффективной, он должен учитывать интересы и амбиции всех политических сил, и то, что должность заместителя, а также главы бюджетного комитета он предложил представителям БЮТ, является свидетельством желания конструктивного сотрудничества.

– Вы до выборов прогнозировали образование коалиции между БЮТ и «Нашей Украиной» во Львовском облсовете. Надолго ли?

– Львовщина обречена на сотрудничество между «Нашей Украиной» и БЮТ. Иначе это будут постоянные ссоры, споры, блокирование трибуны, нехватка голосов для проведения определенных решений. Если б у этих сил и не было на это желания, они бы все равно вынуждены были объединиться в большинство и сотрудничать. Увидим, что будет дальше. Я бы не хотел быть злым пророком. Смотрю на будущее оптимистически, но не исключаю, что определенные трения могут возникать, могут быть отколы, переформатирования.

– Во Львове говорили, что Олийнык также может попасть под волну отставок…

– Я могу предположить, что если бы председателем областного совета стал представитель БЮТ, то, наверное, Олийныка здесь уже не было бы. Это такой мой ответ на ваш экономический вопрос.

– В Верховной Раде вы, насколько мне известно, собираетесь заняться вопросами прессы…

– Да, я хочу работать в комитете по свободе слова.

– Имеете какие-то наработки?

– Мы в Союзе журналистов уже давно говорим о том, что пришло время заняться разгосударствлением СМИ. В сфере СМИ мы плетемся в фарватере России и не реформируем ее. «Высокий замок» был первой газетой в Украине, которая вышла добровольно из подчинения областного совета. После нас много журналистских коллективов, где соучредителями были областные советы или администрации, обращались с аналогичными предложениями, но им не разрешили. Мы предлагаем проект закона, где бы редакции газет абсолютно бесплатно получили помещение, право на название и на все имущество, которое есть. В проекте также предусмотрено, чтобы процесс разгосударствления происходил добровольно, чтобы не случилось так, что органы власти вышли из состава основателей, в результате газеты утратили дотации, самостоятельно же выжить не могут, и люди оказываются на улице. То есть это должен быть переходный период в течение, допустим, пяти лет.

– То есть возможен вариант, что через несколько лет «Урядовый курьер» и «Голос Украины» будут частными газетами и уже на договорных началах будут публиковать государственные документы?

– Это, наверное, неудачный пример. Я не знаю, следует ли именно эти газеты приватизировать. Запад этот вопрос решает очень просто: есть, например, «Вестник парламента» и «Информационный бюллетень правительства», и там печатаются все необходимые нормативные акты. Поэтому проблемы в том, что не будет государственных газет, я не вижу.

– Новая власть, говоря о победах «оранжевой» революции, в первую очередь подчеркивает, что в стране уже нет «темников»…

– «Темников» как таковых нет, но однозначно существует влияние власти на свои СМИ. Это было видно во время предвыборной кампании — как себя вели государственные телеканалы, газеты. Но если сравнивать уровень свободы слова, который был при Кучме, и сейчас, то это колоссальное отличие. Без сомнения, это завоевание «оранжевой» революции.

– Ваш прогноз на актуальную тему, которая уже набила оскомину: кто сформирует коалицию в Раде?

– Коалиция, по-моему, все-таки будет состоять из трех политических сил — «Нашей Украины», БЮТ и СПУ. Коалиция «Нашей Украины» и Партии регионов также, при определенных обстоятельствах, может быть. Но в «Нашей Украине» должны понимать, что такая коалиция похоронит ее и президента политическое будущее.

– В БЮТ не боятся, что повторится сценарий прошлого года: Тимошенко утвердят, а через несколько месяцев отправят в отставку?

– Такая опасность есть, но все-таки сейчас есть конституционная реформа, которая должность премьера делает более защищенной. Если премьер в самом деле справляется с экономическими проблемами, то тогда его не сможет снять ни парламент, ни президент.

(«Дело», №143, 30.05.2006)