Во время визита во Львов Виктор Пинзеник подчеркивал, что его слова надо трактовать как высказывания главы партии «Реформы и порядок», а не как министра финансов. Пинзеник-«не министр» много говорил о системе власти. Она, по его мнению, никуда не годится, и именно в связи с этим в Украине сейчас столько проблем. Пинзенику-министру, наверное, видней. Пинзеник подвел итоги собственной деятельности в правительстве. Украинцев он поспешил успокоить тем, что инфляция нам не грозит, и пересматривать госбюджет на 2006 год из-за роста цен на газ пока никто не собирается. По словам министра, цена в 95 долларов за тысячу кубометров газа не является для Украины угрожающей с точки зрения доходов бюджета. …
Пинзеник также заявил, что он не видит причин для изменения курса гривни к доллару и не видит угрозы инфляции по февралю. Относительно инфляции министр напомнил, что угрожающие тенденции наблюдались на начало 2005 года, но со второго квартала прошлого года они исчезли. Сейчас, по данным Минфина, по февралю показатель инфляции составляет 1,2%, что на 0,5% меньше, чем в прошлом году.
Одной из ключевых задач Министерства финансов Пинзеник считает обеспечение равенства условий налогообложения. «До 2005 года у нас действовали десятки законов, которые устанавливали по отраслевому признаку или по территориальному признаку массу налоговых преференций отдельным субъектам хозяйствования. Это дискредитировало отечественного производителя, это приводило к потерям бюджета, это искажало конкуренцию, это убивало инвестиционный климат», – отметил он. По словам министра, большинство этих налоговых льгот в прошлом году удалось отменить.
Во время визита во Львов Виктор Пинзеник подчеркивал, что его слова надо трактовать как высказывания главы партии «Реформы и порядок», а не как министра финансов. Пинзеник-«не министр» много говорил о системе власти. Она, по его мнению, никуда не годится, и именно в связи с этим в Украине сейчас столько проблем. Пинзенику-министру, наверное, видней.
– Г-н Пинзеник, с какой установкой идет на парламентские выборы блок «ПОРА-ПРП»?
– Мы идем в парламент, чтобы образовать большинство, которое будет формироваться не по принципу распределения мест, а по принципу объединения вокруг определенной программы действий. Раздел должностей является второстепенным. Мы увидели на протяжении последних лет большое желание людей видеть будущее, нежелание жить так, как мы жили когда-то. Смена власти открыла дорогу к этому. Однако изменение власти без изменения системы власти ничего не даст. А изменений в системе власти, кардинальных, фактически не состоялось. У нас есть специалисты, которые знают, что надо делать, и мы знаем, как это делать.
– И в чем же, по-вашему, должны произойти изменения?
– Это непростой вопрос. Вот возьмем, к примеру, Министерство финансов. У нас нет Министерства финансов. Оно разорвано, его клеить надо. Это удивительно звучит, но мы считаем бюджет не на базе налогообложения. Мы считаем его доходы без опоры, по динамике. У нас нет базы НДС, так как она у Налоговой администрации, и мы получить ее не можем. Руки, которые собирают налоги, — налоговая и таможня — отрезаны от Минфина. Обе эти структуры являются независимыми органами. Обмена информацией нет. У нас спрашивают: «А что нам Минфин будет давать взамен?» Да, у нас нет никакой секретной информации! У нас единственная информация — казначейские данные, которые всем доступны.
Во-вторых, от нас отрезано выполнение бюджета. Еще одно — пересечение функций. Очень много органов в Украине выполняют одни и те же функции, и если их не разграничить, они всегда будут мешать друг другу.
Должно быть четкое размежевание функций между Секретариатом президента и Кабинетом Министров. Кроме того, нужно также ликвидировать лишние управленческие звенья. Вот, у нас есть структуры, подчиненные Кабмину в целом. Могу вам сказать: такая структура в конечном итоге не подчинена никому. Это — свободная птица. Она должна быть под министерством, и министр должен стать ключевой фигурой. К сожалению, мы еще утратили такую важную вещь в финансовой системе, как вертикаль. Мы часто не знаем, что происходит на местах. Это я зацепил только свою часть работы, а это лишь вершина айсберга.
– Если существующая сейчас система власти не правильная, то, следовательно, в ней происходят определенные нарушения. Вы можете их назвать?
– Возможно, вы слышали о дискуссиях, которые возникают между Министерством аграрной политики и Минфином. Мы полгода им не согласовывали порядок использования средств, так как и до сих пор считаем, что это непрозрачные порядки, по которым деньги идут куда угодно, только не на село. Например, за сданную корову предъявляется соответствующая справка, и по ней платятся деньги. В 2004 году проводили проверку — треть людей заявили, что они вообще коров не видели, не то чтобы их сдавали. То есть непрозрачная система порождает злоупотребления. Трудно сказать, кто именно злоупотребляет. Экономист видит только, где возможны злоупотребления. Полгода мы пробовали изменить систему. Закончилось тем, что я увидел, как мне под Минфин привезли свиней. Замена системы власти однозначно нуждается в замене людей. Но этого мало, если те, кто придет, сами не будут настроены на изменения.
Непрозрачных отношений у нас очень много. Продажа имущества прозрачна? «Криворожсталь» – это пока единственный акт чрезвычайно прозрачный, за который можно быть спокойным, что там никто не взял взятку, и что страна от этого выиграла, получив максимальный результат. В других сферах такое есть? Нет. Приватизация земли в вашем родном Львове прозрачная? Нет. Процедуры тендеров не доведены до конца. Они непрозрачны. Так как на этом всем завязаны интересы определенных людей.
– Вы упомянули об отношениях с Министерством аграрной политики. Александр Баранивский, когда был недавно во Львове, успокаивал, что не нужно волноваться из-за введения Россией запрета на украинские мясомолочные продукты, поскольку Украина мало экспортирует продуктов в эту страну.
– По молочным продуктам экспорт не такой и маленький. Около 500 млн. долларов в год. Эта проблема затрагивает десятки украинских предприятий. Интересно было бы почувствовать международную реакцию на эти запреты, так как те вещи, которые происходят, не имеют экономической природы. И они нехороши в отношениях торговых, так как это бьет по экономике, причем не только нашей, но и по российской. Приблизительно 1 млн. тонн молока шло на производство продукции для экспорта в Россию.
– Почему во Львовской области ПРП идет на выборы отдельно от «Поры»?
– Львов нас не волнует. То есть он нас волнует всегда, но не волнует в том плане, потому что львовяне мудрые люди. Здесь и «Пора» победит, и ПРП пройдет в городской совет. Угрозы появления так называемого реванша здесь нет.
– Ваш блок выступает за немедленное подписание соглашения об «оранжевой коалиции» в новом составе Верховной Рады. Вы не считаете, что это слишком идеалистичная идея, учитывая тот массив обвинений, который вылили один на другого представители «оранжевых сил»?
– Мы обречены объединиться. Я не вижу препятствий для того, чтобы это объединение не состоялось. Я еще раз подчеркиваю, что конфликт в значительной степени был обусловлен, прежде всего, нереформированной системой власти.
У меня есть основания утверждать, что среда, в которой страна сейчас находится, является чрезвычайно коррумпированной. Я искренне признаю, что был поражен тем масштабом грязи в системе власти, насколько непрозрачные отношения! Много сфер стали намного худшими, чем были раньше, когда я работал в правительстве. Конюшни придется чистить не один год! В отдельных сферах начали приводить порядок, но это только ростки.
– В каких именно сферах вы видите улучшение?
– Знаете, в прошлом году в Международном валютном фонде на министра финансов Украины, который поставил подпись под бюджетом, который предусматривал увеличение НДС за один год в два раза, смотрели с большим удивлением. Так вот, я могу вам теперь сказать, что за 2005 год мы собрали НДС столько, сколько за предыдущих два. Даже больше. 16,7 млрд. грн. было в 2004-м и 33,5 млрд. — в 2005-м. Где мы их взяли? Воровство ограничили.
А теперь вернемся к хваленому экономическому росту 2004 года: рост 12%, а доходы бюджета выросли на 23%, у нас же рост 2,4%, а доходы бюджета выросли на 63%. Много «левых» коррумпированных схем было закрыто. Таможня в прошлом году дала прирост доходов 75%. Такого роста Украина не повторит никогда больше.
– Как вы расцениваете создание совместного предприятия «Укргаз-Энерго», которое будет заниматься поставками газа в Украину?
– На мой взгляд, вопрос СП не может быть рассмотрен как отдельная проблема. Министерство финансов свою позицию высказало, когда были разосланы документы. Этот вопрос может рассматриваться только в пакете системных решений. С юридической точки зрения мы исправили все, что нас волновало. Но создание СП не решает проблемы, если не будут предоставлены гарантии обеспечения баланса газа в Украине и, во-вторых, если не состоится увязка цен газа и ставок транзита. К сожалению, я не видел последнего пакета документов и не знаю, обеспечена ли там эта увязка. Судя по сообщениям, якобы подписано соглашение о том, что газ мы будем получать по цене 95 долларов за тысячу кубометров в течение пяти лет. Но проблема состоит в том, что «РосУкрЭнерго», с которым НАК «Нафтогаз Украины» создал это СП, не имеет газа. Это посредник. И такое соглашение не является достаточно надежным для того, чтобы Украина спокойно себя ощущала и с точки зрения баланса, и с точки зрения цены.
– Вы хотите сказать, что в случае, если, не дай Бог, СП «исчезнет», Украина может остаться без газа?
– Я не комментирую.
Биография
ПИНЗЕНИК ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ
Родился в 1954 году в селе Смологовица Закарпатской области.
В 1975 году закончил экономический факультет Львовского государственного университета. В 1979 – аспирантуру ЛГУ. В 1989 – докторантуру Московского государственного университета им. Ломоносова.
С 1975 по 1992 занимался преподавательской деятельностью.
С 1990 года – профессор.
В 1991 году – народный депутат Украины.
С 1992 по 1993 – министр экономики Украины, вице-премьер-министр по вопросам экономики.
В 1994 году снова избран народным депутатом по одному из округов. Работал в комитете по вопросам финансов и банковской деятельности.
1994-1995 – первый вице-премьер Украины, 1995-1997 – вице-премьер.
1998-2002 – народный депутат Украины.
С 1994 по 2000 – внештатный советник президента по вопросам экономической политики.
Почетный доктор Национального университета «Киево-Могилянская академия», Тернопольской академии народного хозяйства. Заслуженный экономист Украины с 2004 года. Автор ряда книг.
28 сентября 2005 года был назначен министром финансов Украины.
Пинзеник – лидер партии «Реформы и порядок» с 1997 года.
На парламентских выборах 2002 года ПРП вошла в блок Виктора Ющенко «Наша Украина». На президентских выборах ПРП также поддерживала Ющенко. На парламентских выборах 2006 года ПРП баллотируется в Верховную Раду в блоке с партией «Пора».
(«Дело», №73, 08.02.2006)